Весенние.
Науруз (новруз): буквально означает «новый день», т.е. первый день нового года, день весеннего равноденствия, 22 марта. Внедрен после принятия ислама Волжской Булгарией в 10 в. И с распространением арабской письменности и проникновением системы летоисчисления арабской и персидской хиджры («Камария», «Шамсия») со счетом дней в году согласно религиозным обрядам ислама. Первоначально, вероятно, также был связан с тенгрианским солнечным культом. В прошлом – праздник Нового года. В настоящее время в нашей республике отмечается как праздник проводов зимы и встречи весны.
Хамаль (март): разновидность Сабантуя. Издавна отмечается сибирскими и астраханскими татарами как праздник начала весны, нового года. Как и на празднике Сабантуй, устраивались конные скачки, борьба, различные игры.
Боз озату (проводы льда, ледоход). Празднование начала ледохода.
Карга туе (праздник грачей): первоначально был общим праздником в честь прихода весны, перед началом праздника Сабантуй. В настоящее время – детский праздник.
Зэрэ буткасы (каша зэрэ): первоначально древние тюрки-тенгрианцы кашу приносили в жертвоприношение своему Верховному божеству – Солнцу. Кашу варили на горной местности или возвышенности, предварительно собрав по домам крупу и масло. За два дня до начала весеннего сева был л обычай «Зэрэ кычкару» (кричать зарэ). В этот день ребятишки разводили костер и прыгали, созывая односельчан к севу.
Сабан келавэ, корбаны и другие обряды, часто проводимые в честь весеннего сева (сабана). Устраивали моления и приносили жертвоприношения (корбан) – барана, варили общественную кашу.
Шайлык: народный весенний обряд, проводимый на поле перед началом сева (Заказанья, Закамья, татары-кряшены). У татар Удмуртии и бесермян он назывался Акашка, у марийцев – Ага пайрем, чуваш – Акатуй, Акаяшка.
Сабантуй: праздник в честь пробуждения природы и повышения плодородия земли. Первоначально был связан с тенгрианским солнечным культом. В настоящее время – национальный праздник по случаю окончания весенне-полевых работ. Сейчас Сабантуй, пришедший на смену Джиену, - праздник начала лета. Проводится, приурочиваясь ко дню летнего солнцестояния.
Д.Р.Шарафутдинов, Р.Б.Садыкова. Семейные и календарные обычаи и обряды татар – Казань 2012 г., с.194-195 | |
| |
Просмотров: 385 | | |
Всего комментариев: 0 | |
| |