Поездка епископа Вятского и Слободского по Уржумскому уезду. 1901 г (отрывок). Описания приходов...

…В земской школе с.Верхоушнур ученики очень хорошо пели по нотам. В храме с.Томьюмучаш Преосвященного встретил речью местный священник Александр Бехтерев. Речь сия прилагалась к отчету. Владыка ответствовал ему, выразив искреннюю радость при свидании с отделенными от него значительным расстоянием пасомыми и объяснил, что всегда пребывает в любви и в единении  с ними в молитве к Единому Богу, поучал всех – чаще посещать храм Божий для славословия Господа ; рекомендовал изыскать средства на расширение тесного храма ; верою, а наипаче любовию привлекать в лоно святой церкви отпадших  отнея чад-раскольников и вводить во двор овчий язычествующих черемис. После сего Преосвященнейший освятил новый, в храме этом, иконостас, посетил ЦПШ, местного священника, а с крестьянами при расставании беседовал об открытии в причте второго штата из священника и псаломщика, для которых рекомендовал устроить приличные помещения и из своих наделов уступить потребное количество одворичной, сенокосной и пахотной земли.

 В д.Куженери, где предполагается открыть женскую общину, Преосвященный совершил при массе молящихся всенощное бдение и литургию 23 июня, осмотрел всю местность, которую предполагается передать в пользование сестер общины, крестьян просил об уступке для надобностей общиныучастка земли. Последние немедленно составили приговор, которым обязуются уступить 7 десятин земли, прилегающих к общине. Владыка благодарил их и благотворителя купца Рощина, изъявившего желание пожертвовать в пользу общины этой 30 тысяч рублей. Ученики местной церковной школы по испытании оказались недостаточно удовлетворительно знающими Закон Божий.

 В с.Токтайбеляк Преосвященный рекомендовал прихожанам расширить теплый храм, советовал оставить языческие обычаи. Молодые черемисы отвечали, что охотно согласны сделать это, а старые были на стороне черемисина Павла Ефимовича Пастухова, который заявил, что ходить в лес и там «молить», приносить жертвы нужно. Черемис этот был в 1891 г. в г.Вятке, после увещевания, сделанным отцом помощником миссионера священником Николаем Тихвинским, исповедался, приобщился святых Христовых таин, обещал оставить служение идолам и обряды языческие, а возвратившись в места жительства лгал, что Архиерей дозволил ему и прочим черемисам ходить в лес для жертвоприношений.

 В с.Юледур очень тесен каменный храм, в приходе немало черемис-язычников, по численности и разнообразию населения приход этого села примечателен. «Таких приходов – говорил Владыка – я не встречал при обозрении церквей Вятской епархии». По поводу блудных в приходе соитий Владыка выражал, что это позор для христиан, выразив сожаление, приказал священникам принять меры и непременно сочетать браком блудно сожительствующих. Прихожанам советовал изыскать средства на расширение тесного храма, а старшему священнику со старостой церковным явиться в г.Вятку с планом для указаний как возможно и должно расширить храм. Прихожане выражали желание открыть новый приход из сел, удаленных от села. В храме Преосвященный спрашивал по Закону Божьему учеников и тех, которые учились в школе раньше, даже пожилых. При этом Преосвященному были представлены 3 ученика Больше-Кокмалинской миссионерской школы, пребывающие в язычестве, отцы которых не дозволили им принять святое крещение. Владыка искренне пожалел их и советовал основательно изучить Закон Божий, чтобы впоследствии соделаться истинными чадами Бога.

В приходе есть 13 школ, разного именования, школьные помещения в селе тесны. На церковном погосте Преосвященный совершил литию по строителю храма, священнику А.А. Попове, убитом в 1831 г. татарами.

 

ГАКО ф. 237 оп. 76 д. 1154

Категория: Уржумский уезд (южная часть) | Добавил: Дмитрий (23.10.2019)
Просмотров: 460 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar