В дальних лесах на «казанской украине» скрывалось немало лиц, находящихся в неладах с властью, где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. В летописце Солигаличского Воскресенского монастыря описана характерная встреча в 1335 году галичского князя во время его поездки по окраинам своего княжества с тверичанином Гаврилой Давидовичем. На вопрос о причине поселения в столь глухих местах Гаврила отвечал князю: «Хотел меня тверской князь убити и дом мой разграбил, аз же изъидох на сей лес дикой, и уже в нем живу 17 лет. Имею у себя восемь сынов и пять тщерей». Заинтересованный в заселении своих владений, галичский князь разрешил Гавриле и дальше проживать на том же месте. Герберштейн писал, что Вятская земля «служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев». В «Царственной книге» имеется сообщение о том, что в 1536 г. татары при нападении на Балахну и Нижний Новгород «беглых людей на Волзе многих посекли». В 1550 году вопрос об укрывающихся на татарских рубежах беглых даже выносился на обсуждение Земского собора. Полная опасностей жизнь русских жителей «казанской украины» - вятчан, унжан, устюжан, галичан и нижегородцев – определяла психологию и облик народа, закаляла характер, сплачивала их в борьбе за существование и расширение территории проживания и хозяйствования. На однообразных равнинных просторах, в сумрачных лесах, в условиях постоянной опасности нападений выковывался характер упорный, несгибаемый, суровый. Формировался не робкий по характеру контингент населения, сродни казачеству «крымской украины».
******************
В первой половине 15 века Золотая орда распалась. На обширной территории, с центром в городе Казани, образовалось самостоятельное феодальное государство – Казанское ханство, управлявшееся единолично ханом, при поддержке крупных феодалов и войска. Хан считался верховным собственником всей земли. Он раздавал приближенным право сбора ясака с определенной территории за заслуги в службе… Наша территория располагалась на окраине Казанской дороги, входившей в состав его Арской дороги (Арская четверть). Так называлась одна из составных частей ханства. Ввиду отдаленности, люди из Казани наведывались сюда только изредка, за контролем сбора ясака, а также проездом, следуя в другую местность. Среди коренного населения сохранялось язычество. Ислам не имел распространения… Большого интереса к освоению территории у татар не было. Да и зачем им?.. Городов нет. Население малочисленно. Прячутся в глубине лесов. То ли удмурты, то ли манси, то ли чудь загадочная – не поймешь. Да и речь у них непонятная, тарабарская. Попробуй их найди в лесной чаще! А пройдет год-два – и поселка уже нет, ушли еще дальше, попрятались, как сквозь землю провалились! Хороших дорог опять же нет. А в бескрайние пермские леса на лошади не заедешь, а и заедешь, так не выедешь… То ли дело ровная монгольская степь! А здесь большой дани не возьмешь. Рабов-ремесленников себе на пользу не поймаешь. Живут бедно. В основном, охотой и рыболовством. Денег не знают. Лошадей породистых не разводят. Драгоценных металлов и других природных богатств нет. «Ну их, пусть живут, как хотят!» - примерно так рассуждали завоеватели, ограничиваясь лишь краткосрочными набегами для разведки и сбора дани. Если удавалось ее вообще собрать… От владычества казанских ханов не осталось и следа на Сосновской земле. Нет остатков крепостей и опорных пунктов. Не встречается упоминаний об археологических находках того времени. Почти не сохранилось названий тюркских. Захватчики не внесли какого-либо существенного вклада в освоение территории.
Г.Двойничникова. У границы Пермского края – 2019 г., с. 24 | |
| |
Просмотров: 434 | | |
Всего комментариев: 0 | |