Праздники дореволюционной деревни в воспоминаниях


В праздничные дни у них не слышно особых увеселений, кроме девичьих хоров и разгульных песен, с коими смешиваются иногда звуки балалайки. Других музыкальных инструментов не слышно.
Кроме святок, пасхальных дней и сырной недели, у них введены изстари дважды в году празднества в честь почитаемых ими святых угодников. Первоначально в летнее время из приходской церкви бывает крестный ход со святыми иконами в их селения; тогда они отправляют общие полевые и частные молебствия в домах. После отправления святых икон начинается пир, на который из окольных селений приезжают родственники и знакомые. Такое празднество длится до трех дней, и в течение сего времени поставляемые на стол яства не убираются с утра до вечера, потому что гостей лучших, по приходе их, садят за стол и к ранее поставленным явствам прибавляют одно какое-нибудь новое. При таком угощении, вместо одного или двух уломков, радушные хозяева пред кажд гостем полагают по 1 небольшому пшеничному хлебцу. Другое празднество совершается осенью, подобно летнему, за исключением молебствий. Расход при каждом нарочитом празднике для посредственного домохозяина при употреблении во дни мясоестия своего рогатого скота и птиц, будет стоить примерно до 3 рублей серебра.

Д.Зеленин. Этнографические сведения об удельных крестьянах подгородных деревень Елабужского уезда (труд священника города.Елабуги Михаила Ардашева 1849 г.) – Вятка 1917 г., с.5

 

Воскресенье считалось праздником. Не работали, считали грех. Кто в воскресенье работал, у того в жизни нет спорины (Т.А.Богомолова, 1910 г.).
Праздники в то время отмечали по-иному. К празднику готовились. Что-то новенькое одеть разрешат только в праздник. Только пекли ватрушки, варили суп (мяса было мало, только по праздникам варили мясной суп). Начинали собирать стол, стелили чистую скатерть, на стол ставили все угощения и домашнее пиво или сваренный квас. Вся семья садилась за стол. Отец играл в гармонь-однорядку, пели песни, иногда плясали. Большие праздники отмечали всем селом. Народ шел в село со всех сторон. Звонили колокола в церкви, на утренней заре было слышно далеко. Вся эта торжественность поднимала настроение, возвышала душу. Родители с детьми, жившие в соседних деревнях, приезжали в село на общее торжество, спешили успеть в церковь к заутрене, сходить в магазины, повидаться с родней, друзьями, знакомыми, посмотреть на молодежь, которая сходилась со всех сторон с бубнами, гармонями, песнями. Начиналось гулянье: плясали, пели, веселились на несколько кругов. Люди были счастливы, радостны, довольны, доброжелательны друг к другу. Рады были свободной минуте, общению друг с другом. В Вознесеньев день, помню, я еще девочкой была, как-то очень ясно всегда светило солнце, звенели колокола, было радостно. На реке десятки лошадей начинали купать. В то врем все было проще: мы были рады солнцу, дню, людям (М.П.Перевалова, 1924 г.).

Вот, бывало, в село праздник придет. Мужики тогда такую речь заведут: про покосы, про снега, про пашню. Разговор идет: и где какое население живет, как работают, как живут. Говорят, что скоро все машины будут делать. Сама косит, пашет, жнет. Скоро такие и у нас будут. Мы тогда ходили бы по полям и рассуждали, как жилось плохо нам. А тут Библией другой мужик тряхнет и скажет, что не то еще будет. Хитроумные, слышь, люди-то, еще не такую машину сделают. Люди будут птицами летать, даже будут звезды с неба доставать. Все такие разговорчики идут, а потом запляшут, запоют о том, как девки по воду пойдут. «Волгу-матушку» помянут, «Хуторочек» напоследок споют. Вечером девки хороводы водили, песни пели, плясали. Я очень любил это время, когда работы в поле сделаны, хлеб обмолочен и в закрома свезен (П.Н.Русов, 1897 г.).

В.Бердинских. История вятской деревни - Киров 2008 г., с.59-60

Категория: Русские | Добавил: Дмитрий (26.11.2019)
Просмотров: 298 | Теги: Праздники дореволюционной вятской д | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar