Как соблюдали посты в старину (воспоминания)

Питание в деревне было строго распределено по постам и мясоедам, кроме того, соблюдались постные дни в течение недели: понедельник, среда, пятница. Пищу сразу готовили на весь день. Воду не пили, потому что постоянно на столе стоял большой кувшин с квасом. Ели все из общей чашки. Квас варили из солода в бочках и держали в погребе. На праздники делали черное пиво, непьяное, без сахара. А если положить сахар, то получалось пьяное пиво, которое готовили на свадьбы. Сушили на всю зиму грибы, из сухой рыбы варили щи. Картофель и овощи были весь год. Сахару ели мало, давали только вприкуску по кусочку. Солили огурцы и капусту в бочках. В мясоед ели все, что было, но мясное ели не каждый день; лучшее припасали на летние работы, когда труд тяжелее. Я считаю посты и режимы очень правильными, так как не припомню, чтобы у нас в деревне кто-нибудь жаловался на желудок. Воспоминания М.М.Булдаковой, 1919 г.р.

 

В постные дни ели только постное: овощи, запарную крупу из овса, толокно на мельнице, мололи, из толокна делали сухомес, тепню, ее ели с молоком, завариху из ржаной муки (в чашку муку насыпаешь, делаешь в средине ямку, туда заливают кипящую воду, размешиваешь мутовкой), из ржаной муки делали тукмочи (колобки), калачи заварные с картошкой. Зато уж в праздники на столах чего только не было: сметана-комок (топленая сметана), кислое молоко, вареное молоко, творог. Каждый праздник обязательно пекли шаньги, пироги свекольные, капустные, морковные, ярушники. В заговенье наешься как дурак на поминках, чтоб долго не хотеть, зная о том, что в говенье будет только постная пища». Воспоминания Таисии Ивановны Шиховой, д.Ключи, 1923 г.р.

Пожалуй, до 1930-х годов, до колхозов, семьи жили по старым обычаям. Это и были годы моей юности. Жизнь шла размеренно, по строго заведенному порядку. Будни сменялись по праздникам. И это делало жизнь разной. В будни, постом, делали всю необходимую  работу. По постам ели грибовницу, картофель, гороховый кисель, кисель с постным маслом, льняным, постные щи с воблой, жареную морковь, свеклу, репу, настоянные в воде, луковицу (сваренный лук в квасе), уху из рыбы, картофель, жареный с треской, толокно с квасом, запарную крупу со сладкой водой, ячменную кашу, соленую капусту, соленые грибы с блинами, пироги рыбные, морковные, свекольные, пареную тыкву и другие овощи. А в Великий пост из пищи исключалась даже рыба. Фруктов в нашей  пище никогда не было. Мы о них не имели понятия (воспоминания М.С.Семенихиной, 1909 г.р.)».


В.Бердинских. История вятской деревни - Киров 2008 г., с.82

 

Особые обряды имел период Великого поста. В Чистый понедельник смывали «масленичные грехи», постились. День  Средокрестия приходился на середину Великого поста, пекли хлеба с крестом, запекали в них крестики.

Последняя неделя поста открывалась Вербным воскресеньем. Ходили в лес ломать веточки вербы, освящали в церкви, украшали ими божницы. Почки вербы опускали в воду и кропили ею все во дворе – хозяйственные постройки, скотину, а затем выгоняли ветками ее на улицу. Особо распространен обычай хлестать веточками друг друга, при этом говорили: «Не я бью, верба бьет!».

Одним из самых важных праздников в народном календаре Вятского края был Чистый четверг. В этот день, как и на святках, верили: как проведешь этот день, так и сложится весь оставшийся год. Этим верованием определяются многие великочетверговые приметы и магические обряды: не мыли полы; не брали и не давали в долг; не ели до звезды; на стол выставляли все запасы; запирали колодцы от колдунов; не ругались с женами (иначе весь год будешь ругаться) и т.д. Многие поверья Чистого четверга связаны с «очистительной магией»: утром этого дня девушки умывались с различными заговорами (на красоту, на любовь, на приманивание женихов, на хорошую жизнь). «С серебринки когда умываются, приговор говорят: «Как серебро блестит, так чтобы я блестела. Отныне до века. Аминь» (Колосницына Анна Сергеевна, 1913 г.р., д.Шубены, Даровий р-н).

В Великий четверг могли «наговорить» на соль, которую считали целебной и пользовать ею больных. В этот день могли «портить» девок, парней, соседей. Насылать им всякие напасти: парню – плохой невесты, мужского бессилия; девушкам – долгого сидения в девках, соседкам – плохого урожая в огороде и т.п. Например, «В Великий  четверг бросят камень деревянный (уголек) на сарай. Он весь рассыпается. Говорят: «Когда этот камень соберется, тогда эта девка замуж соберется».

 

Энциклопедия земли Вятской. Том восьмой: этнография и фольклор – Киров 1998 г., с.302

Категория: Русские | Добавил: Дмитрий (29.11.2019)
Просмотров: 413 | Теги: Как соблюдали посты в старину (восп | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar