Воспоминания Куклина Александра Петровича
Родился я 10 (23) марта месяца 1900 года в селе Токтайбеляк Уржумского уезда Вятской губернии. Теперь Куженерский район Марийской АССР. В ту пору это был достаточно глухой и темный уголок юга Вятской земли. Здесь среди холмов и оврагов, среди лесов и полей затерялись маленькие деревушки – русские, марийские и татарские. До ближайших городов добрая сотня верст. Жители редко выезжали за пределы своей волости. О такой жизни, отгороженной от остального мира деревянной околицей в шутку говорили: «В начале не было ни земли, ни неба, а только Вятская губерния». … По социальному происхождению я из крестьян. Приучаться к труду начал с 6-7 л возраста. Хозяйство у родителей было средняцкое. В детстве ни испытал особой нужды или голода. Ржаной хлеб и овсяную кашу я ел досыта. А витамины и сахарозы детвора добывала тогда сама. Пили березовый сок, ели зеленый горох, лакомились дикими ягодами, не брезговали и еловыми марешками. Летом бегали босиком. Правда, ноги как у петуха покрывались чешуей. Штанишки и рубашки были домотканые. Сапоги и ситцевые рубахи полагались только в особых случаях. О лаптях сейчас вспоминают больше с иронией. А тогда мои сверстницы, марийские девушки не знали иной обуви. Правда, они носили модные лапти индивидуального плетения в 12 лык. Я в детстве и юности растрепал тоже немало лаптей. В наших краях было очень много нищих. Нужда заставляла надевать суму и русских и татар и марийцев. Особенно бедно жили аборигены наших мест марийцы. Моя мать родила 8 детей. Но вырастила только 4. Такой высокий уровень детской смертности был типичен для большинства семей. В Марийской АССР теперь наверное забыли о трахоме. А тогда на каждом шагу встречались люди с печатью этой социальной болезни на лицах. Еще одно заболевание – корчи. От хлеба из ржи, пораженных спорыньей, начинались судороги. Люди от так хлеба корчились и умирали мучительной смертью. … Родители редко тратили деньги на покупку игрушек. Игрушки мы мастерили себе сами, вовлекали в наши игры котят, собак, ягнят, даже поросят. В общем обходились без заводских игрушек. … Пусть комсомольцы 70-х годов судят нас комсомольцев 20-х годов не особенно строго за то, что в детстве и юности мы ходили в церковь, участвовали в церковном пении и чтении и целовали попу руку. Мы не слушали радио, не смотрели телевизор, не ходили в театр. Прекрасный мир познавали через книги и созерцание красоты родной земли. Церковь привлекала своим многолюдием, возможностью и людей посмотреть и себя показать. Мы с равным интересом участвовали в крестном ходе по случаю прихода иконы Трифона Вятского чудотворца и на празднике ага пайрем в марийских мольбищах. А еще больше любили шумные ярмарки, веселые хороводы и свадебные поезда.
ГА РМЭ ф.Р-954 оп. 1 д.35 а | |
| |
Просмотров: 457 | | |
Всего комментариев: 0 | |