Вхождение в состав России

Большинство марийских князей, преимущественно из луговых мари, преследуя свои цели,  во время осады Казани не изменили казанскому хану и помогали ему в войне с русским царем: часто беспокоили его войска, нападая с «луговой стороны». Как пишет священник Федор Егоров в своей книге по истории марийского народа, «луговые же мари в это время начали принимать все меры, чтобы отклонить горных сородичей от преданности Москве; это им удалось: все горные начинают действовать против Москвы».  Поэтому государь был вынужден выставлять заслоны по дорогам и, чтобы обезопасить свое войско с тыла, направлять карательные отряды во главе с князьями А.Б.Горбатым и С.И.Микулинским «на многие места… и повеле воевати». Так в ходе войны с местным населением были заняты русскими войсками Арск и вся Арская сторона. Кроме того, были подавлены антирусские восстания марийцев и убито 500 представителей знати в других местах «луговой стороны». Современник так описывал один из этих походов: «И быша убиения человеческая велика, и кровми  полияся варварьская земля; блата и дебри, езера и реки намостишася черемисскими костьми».  

     Так осажденная Казань  была лишена помощи со стороны вассальных князьков, и это облегчило ее взятие русскими войсками 2 октября 1552 г. Интересно, что последние казанские ханы Шах-Али и Едигер-Магмед сами перешли на сторону русского царя еще до падения своей столицы, а Шах-Али принял даже крещение. Впоследствии они оба верно служили Грозному при его дворе. После взятия города в плен в числе прочих были захвачены 7 «черемисских воевод», 300 сотников и 5 тысяч простых воинов из марийцев, которых публично казнили у городских стен в назидание другим.  Кроме того, были истреблены почти все остальные защитники Казани и ее простые жители, а женщины и дети выведены из города и обращены в холопов. Город обезлюдел и был разграблен. Современник так описывал казни защитников города: «Инех около града на колья посади, а инец стремглав за едину ногу повешати. Инех за выя. Онех же оружием убиша на устрашение казанцам».  Такого рода действа были в духе того времени и самого царя Ивана. Жестоко расправившись с неугодными, он щедро наградил тех марийских князей, которые своевременно перешли на его сторону. Например, князь Акпарс получил в награду за службу в удел землю и леса и дарованную царем серебряную чашу с изображением суда царя Соломона.

   Сразу после взятия Казани многие воеводы предлагали государю «прогуляться» с войском по остальной территории ханства и «выгубить воинство басурманское», но царь решил, как ни странно, уладить все мирным путем, без кровопролития. Его, как известно, постоянно бросало из крайности в крайность: то грехи замаливал, то уничтожал правых и виноватых без числа. Иван Грозный  «послал по улусам черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю, не бояся ничего».  Говоря по-современному, он объявил всеобщую амнистию бывшим вассалам казанского хана, чтобы они добровольно сложили  оружие и признали новую власть. В ответ на царские грамоты  в Казань 10 октября явились в числе прочих местных людей и с «луговой стороны черемиса»  с просьбой принять их в российское подданство и о прибытии к ним представителя царя, который бы «им сказал царево жалованное слово, а их собрал, понеже они со страху разбежалися».  

  В исторический день 10 октября 1552 года представители луговых марийцев присягнули на верность русскому государю. «И того дни правду ото всех черных людей дали» - говорилось в летописи. Сразу же с новых подданых начался сбор ясака.  Как же – налоги для русских правителей всегда были любимым делом. Царь их «пожаловал и ясаки на них велел прямые, как было при Магделиме царе», т.е. наложил ясак в размерах прежней ханской дани. Летопись 1552 года рассказывала, что с луговой стороны «дети боярские ясаки собрали сполна и привезли к воеводам».

   Ясак взимался в начале с определенной площади пашни, сенокосов, угодий и промыслов, однако очень скоро он стал взиматься исходя из того, «чтоб казне не было порухи» (убытка), «сколько можно», чем стали особенно пользоваться ушлые приказные люди, всегда большие любители погреть руки на государственном добре. В общей сложности с марийцев и других народов, вошедших в русское подданство, стали брать до половины получаемого ими урожая. Ясак стал превращаться в откровенное вымогательство и грабеж, причем по отношению не только к местным народам, но и к приходящим на эти земли русским людям. Сопротивлявшихся сборщики налогов жестоко наказывали.

Категория: Начальная история Марийского края | Добавил: Дмитрий (29.11.2019)
Просмотров: 144 | Теги: участие марийцев во взятии Казани И, вхождение марийуев в состав России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar