Священник Попов Владимир Иванович

Владимир Иванович Попов родился 30 мая 1879 года в селе Кумены Вятского уезда Вятской губернии в семье священника Ивана Георгиевича Попова. С 1887 года он обучался в приходском земском училище родного села, с 1890 года — в Вятском Духовном училище, с 1898 года — в первом классе Вятской Духовной семинарии, которую покинул 4 июня 1899 года.

С 4 марта по 29 октября 1899 года Владимир Попов проживал в Вятском Свято-Успенском Трифоновом монастыре, а затем был определен на должность псаломщика к Богородицкой церкви села Великоречье Яранского уезда Вятской губернии. 27 августа 1900 года В.И Попов был рукоположен во диакона Преосвященнейшим Алексием (Опоцким), епископом Вятским и Слободским, 14 февраля 1901 года переведен в Богородицкую церковь села Верхокумены Вятского уезда Вятской губернии. После священнической хиротонии, состоявшейся 13 января 1908 года, отец Владимир до 1914 года служил в церкви села Малый Кулиш Вятской губернии, а затем был переведен в храм села Шлыки Оханского уезда Пермской губернии. Помимо церковных послушаний батюшка занимался педагогической и миссионерской деятельностью: с 29 октября 1899 года состоял членом Братства святителя и чудотворца Николая, с 1 марта 1901 года проходил послушание законоучителя церковно-приходской школы села Верхокумены.

Супруга отца Владимира Елизавета Ивановна также была дочерью священника. Она родилась 9 октября 1880 года в селе Чахловка Котельнического уезда Вятской губернии, в 1897 году окончила Вятское епархиальное женское училище. В последующие годы Елизавета Ивановна учительствовала, занималась домашним хозяйством, воспитывала восьмерых детей.

В 1922 году священник Владимир Попов был арестован в связи с проводимой советской властью кампанией по изъятию церковных ценностей. Через полтора года он был освобожден и переехал с семьей в село Марисола Сернурского кантона МАО, где с 28 сентября 1924 года стал настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы, после чего приход вернулся из обновленчества в лоно Православной Церкви. Матушка Елизавета работала в храме псаломщицей и просфорней, как супруге священника доступ в школу ей теперь был закрыт. Прихожане любили и почитали батюшку. Очевидцы вспоминали, что «на исповеди у отца Владимира было всегда много говельщиков», что «все в д. Бусыгино только и говорили, что «наш священник очень хороший, надо за него держаться, нет лучше нашего попа». О любви, которой пользовался отец Владимир у прихожан, свидетельствует и тот факт, что вскоре после его ареста в 1929 году верующие начали собирать подписи под заявлениями с просьбой о его освобождении. Эти «одобрительные постановления» или «отзывы одобрения» подписали очень многие, хотя подпись под таким документом грозила арестом самим подписавшимся.

5 октября 1929 года священник Владимир Попов был арестован, после его ареста описали, увезли и продали с торгов все имущество семьи. Об этом говорится в неотправленном письме матушки Елизаветы сыну Сергию: «Когда наше бедное имущество повезли и повели нашу бедную коровушку, многие тогда плакали. Живем теперь без копейки, но мы спокойны, потому что со всех сторон видим горячее, искреннее сочувствие и любовь, а это в нашем сиротском деле дороже всего».

Отца Владимира ложно обвиняли в агитации против советской власти и ее мероприятий в деревне. 9 октября 1929 года батюшка был допрошен, виновным себя не признал, сказав, что никакой пропагандой против советской власти не занимался, но добавил при этом, что мероприятия советской власти Богу не угодны. Вместе с отцом Владимиром по делу проходили 19 человек, и когда следствие закончилось, материалы направили в ОГПУ Нижегородского края. 4 ноября 1929 года оттуда пришел приказ о выделении материалов на священников Владимира Попова и Диомида. Андриевского в самостоятельные дела, так как «в процессе следствия недостаточно выявлен ряд обстоятельств и лиц, с коими обвиняемые Попов и Андриевский имели связь и общение, устраивали тайные собрания и давали поручения».

29 декабря 1929 года по новому делу было составлено обвинительное заключение, в котором ложно утверждалось, что центром контрреволюции в Сернурском кантоне «явилось село Марисола во главе со священником Поповым В.И.». 27 февраля 1930 года Особая Тройка ОГПУ Нижегородского края приговорила отца Владимира к расстрелу. Однако батюшка расстрелян не был, так как все еще числился в группе обвиняемых по предыдущему делу, и 13 января 1930 года был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В феврале 1930 года отец Владимир прибыл в село Ижемы Архангельской области.

После ареста супруга матушка Елизавета проживала с четырьмя младшими детьми в деревне Неделька Ново-Торъяльского кантона МАО. Своего дома у семьи Поповых не было, жили они то в церковной сторожке, то на квартирах в деревнях Ерши, Дубровке, Гари. В письме к сыну матушка сообщала, что существуют они только на то, что зарабатывают с дочерью шитьем одеял. Но более всего Елизавету Ивановну беспокоило то, что у нее нет никакой возможности дать младшим детям образование.

В ночь на 3 февраля 1931 года Е.И. Попова была арестована по ложному обвинению в антисоветской агитации. На единственном допросе 15 февраля 1931 года виновной себя матушка не признала, от подписи анкеты и протокола допроса отказалась. Следствие по данному делу длилось десять месяцев, всего было арестовано восемь священников и двадцать семь мирян. Только 14 декабря 1931 года Особое совещание при коллегии ОГПУ Нижегородского края постановило: «Попову Е.И. из-под стражи освободить, зачтя в наказание предварительное заключение». При этом видимо было учтено, что никто из свидетелей по делу не подтвердил вины матушки.

В 1933 году срок ссылки иерея Владимира Попова закончился. Он вернулся к семье, которая проживала в то время в деревне Гари Ургакшского сельсовета Ронгинского района МАО. Но с возвращением домой скорби батюшки не оскудели. С 1933 года до нового ареста 5 августа 1937 года он был «странствующим» священником, служил Литургии в домах верующих, исполнял требы. За «тайные моления» его вскоре начала разыскивать милиция, но прихожане скрывали батюшку. Ходить пешком из деревни в деревню, скрываясь от преследования, отцу Владимиру было нелегко: ему было около 60 лет, он перенес два тюремных заключения и северную ссылку.

5 августа 1937 года священник Владимир Попов и его супруга Елизавета Ивановна были арестованы по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. В тот же день отец Владимир был допрошен. Следователь задал только один вопрос: «Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности против советской власти. Признаете ли Вы себя в этом виновным?» Последовал категоричный ответ: «Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю». 7 августа была допрошена Елизавета Ивановна, также показавшая: «Виновной себя в предъявленном мне обвинении по ст.58,10-11 УК не признаю, т.е. контрреволюционная деятельность против советской власти и ее мероприятий с моей стороны не проводилась».

Следствие длилось ровно две недели. 19 августа 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила священника Владимира Попова и его супругу к расстрелу. Батюшка был расстрелян в 17 часов, а матушка Елизавета — в 21 час 19 августа 1937 года, в праздник Преображения Господня.

По материалам Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

Категория: Духовенство Уржумского уезда (южная часть) | Добавил: Дмитрий (28.08.2019)
Просмотров: 395 | Теги: репрессии в Марий Эл, Марисола, духовенство Марий Эл | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar