Монахини Куженерского монастыря

Александра (Обухова) : послушница Куженерского женского монастыря У.у., иконописец, прозорливица. Рано осталась без матери и отец отдал ее вместе с 2 сестрами в Куженерский монастырь. Александра была рослая, стройная девочка, а когда достигла отроческих лет, у нее обнаружилась склонность к живописи, и ее определили в иконописную мастерскую при монастыре. В 12 лет обучилась писать иконы иконы по чеканке и золотом. За хорошую работу ее возили в Москву, в Священный Синод, где ее наградили грамотой и подарками. Также преподавала в школе при монастыре. Игумения Людмила очень ценила Александру. В годы гонений у матушки появился дар прозорливости. Рассказывали, сидят они дома, никого не ждут в гости, а матушка просит приготовить большой самовар. И неожиданно приходят гости. Матушка не имела постоянного места жительства, но продолжала много трудиться – молилась, писала иконы, читала по три акафиста в день. Несколько раз ее арестовывали, но никакого дела пришить не могли. Александра Обухова дожила до преклонных лет, и отошла ко Господу в ноябре 1973 г. в возрасте 83 лет. Похоронена прозорливая матушка на кладбище с.Юледур Куженерского района.

 

Анастасия (Вершинина Анастасия Владимировна) : монахиня. Родилась в д.Лаптево У.у.. Вот как описывает уход своей тети Анастасии Владимировны Вершининой в Ярославский монастырь, уроженки д.Лаптево Кузнецовской волости Уржумского уезда, в своих мемуарах жительница г.Екатеринбурга Смолина Надежда :

«Анастасия по характеру была своенравной, крутой. Она вся ушла в религию : она посещала не только Токтамышскую, но и другие церкви, находившиеся в соседних селах, молилась дома, читала разные божественные книги и жития святых, строго соблюдала посты. На всем этом сосредоточилась ее внутренняя жизнь. Видимо не без влияния монашек, которые часто навещали дом, она решила уйти в монастырь. Долго отговаривали ее отец и мать, братья и сестры, но ничто не помогло : она настояла на своем. От монахинь тетушка Настя узнала, что хороший монастырь находится в Ярославле, вот в него она и собралась.

Прадедушка увез ее в этот монастырь. Он находился почти в центре города. Встретила их привратница, вся в черном, в центре стояла белая церковь с высокой колокольней, взметнувшейся вверх узким шатром, что свойственно всем московским церквам. Виднелись и другие разные строения. Обратились к игуменье, к женщине еще не старой, благородного вида. Тетушка Настя бросилась ей в ноги, прося принять ее в монастырь. Случилось это в 1911 г. По монастырскому уставу девушки и женщины не сразу постригались в монахини некоторое время, а порой и несколько лет, они находились на положении послушниц, выполняли в монастыре различные работы, присутствовали на богослужениях, слушали поучения и поповеди, привыкали к монашеским порядкам.

Вот такой послушницей и стала тетушка Настя. Сначала ее определили на скотный двор ухаживать за коровами. Она безропотно подчинилась, восприняв это как возложенное на нее испытание. Так прошло более года. Потом неожиданно обратила на нее внимание сама игумения. Скромно ведущая себя, послушница чем-то понравилась ей, она приблизила ее к себе и сделала ее келейницей. Она теперь жила уже в покоях игумении, сопровождала при всех выходах в самом монастыре и пригород, к родственникам и друзьям, что научило послушницу держаться и вести себя в обществе подобающим образом. Тетушке Насте уже сшили клобук и подрясник, она готовилась к подстригу, но игумения по каким-то соображениям не спешила совершить над нею этот обряд.

- Подумай хорошенько, -говорила она ей – ведь это навсегда, возврата уже не будет».

Следует заметить, здесь допущена ошибка, и речь идет о Куженерском монастыре. В более поздних записях упоминается, что постриг все же был совершен, но Анастасия (не говорится, какое имя ей было дано при этом) пользовалась относительной свободой и частенько ездила на Родину проведать родных ; в 1922 г. при рождении сестры ею было предложено дать новорожденной имя Рахиль – по имени игумении Куженерского монастыря. К сожалению о дальнейшей судьбе этой женщины ничего не известно, т.к. мемуары обрываются концом 1920-х годов.

 

Анисия (Холманских): монахиня Куженерского монастыря У.у., сестра игумении Людмилы. До этого жила в Преображенском монастыре г. Вятки. Прибыла на жительство в монастырь вместе с ней.

 

Евникия (в миру Смоленцева Екатерина Матвеевна) : монахиня Куженерского монастыря. Дочь крестьянина д.Большой Сабанер Уржумского уезда, много лет прожила в Свияжском монастыре. Приняла рясофор в 1891 г. Первой выразила желание поселиться в Куженерской роще.

 

Евникия (в миру Мария Холманских) : монахиня Куженерского монастыря, сестра игумении Людмилы. Родилась в 1841 г. в крестьянской семье. Принята в число сестер Преображенского монастыря г.Вятки13 марта 1868 г., принята в рясофор 16 марта 1868 г. В монастыре пела на клиросе. Прибыла на жительство в Куженерский монастырь вместе с сестрой Людмилой. Руководила приютом для детей.

 

Есфирь : (в миру Наталья Холманских) : монахиня Куженерского монастыря, сестра игумении Людмилы. До этого жила в Преображенском монастыре г.Вятки. Прибыла на жительство в монастырь вместе с ней. В монастыре вела занятия в школе при нем.

 

Людмила (Холманских) : игуменья, до 1897 г. - мантийная монахиня Вятского Преображенского а затем, с 1897 по 1919 г.г. - игуменья Куженерского монастыря. 6 июня 1901 года матушка Людмила с 3 родными сестрами – Анисией, Марией, Наталией и племянницей Наталией прибыли навсегда в Куженерскую общину, где их встретил о.Сергий Громов и насельницы. Так матушка Людмила стала настоятельницей Куженерской женской обители и впоследствии её игуменией. В обители жило тогда всего лишь несколько инокинь и больше десятка послушниц..

Матушка Людмила внесла неоценимый вклад в обустройство Куженерской обители, да и сама была величайшая труженица. Очевидец так писал о ее трудах : «С 3-4 часов она уже за работой. Сама покупает строевой лес, привозимый крестьянами, сама производит расчет с крестьянами за купленые бревна, доски, кирпич и другие строительные материалы. С раннего утра до самой поздней ночи видишь ее то в храме за богослужением, то то в кельях сестер, то на постройке. На простых санках зимой, или небольшом тарантасе летом едет она за десятки верст то к лесничему за покупкою строевого леса или дров, то в деревню к крестьянам за строительными материалами, для приискания рабочих, для арендования пахотной или сенокосной земли, необходимой для хозяйственных нужд общины ; при всем том находит время руководить хором певчих, присутствует на спевках, поет и в храме. Немало приходилось переносить ей неприятностей от рабочих, тревожиться от разных ложных слухов, испытывать огорчения, неизбежные и во внутренней жизни общины. Прибавьте к этому частую нужду в денежных средствах, необходимых для построек, телесные немощи, которые она старалась преодолевать силою воли и молитвой, - и весь трудный подвиг, который несла уважаемая матушка, в ярких чертах обрисуется пред умственным взором вашим».

После революции матушка игумения Людмила осталась при Куженерской церкви. В 1924 г. по ее настоянию Куженерская церковь перешла из обновленчества в Православие, а священнослужители церкви покаялись в своем уходе в раскол. До своего последнего часа матушка игумения несла настоятельские обязанности и была после кончины похоронена в Куженере ; могилка ее почитаема верующими.

Мамаева Евдокия Евдокимовна : монахиня. Родилась в 1882 г. в Старом селе Царевококшайского уезда Казанской губ., в крестьянской семье. До 1918 г. находилась в Куженерском монастыре, где была принята в монашество, после 1918 г. - бродячая монахиня. С 1920 г. проживала в церковной сторожке в Старом селе, занималась рукоделием. В 1922 г. привлекалась к следствию за неуплату семенного фонда, но была оправдана. С 1930 г. работала сторожем и уборщицей в Старосельской церкви. 8 мая 1932 г. арестована как «участница контрреволюционной организации ИПЦ». 19 августа того же года приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Севкрай.

Мошкина Екатерина Хрисанфовна : монахиня. Родилась в 1874 в деревне Губино Сернурской волости, в крестьянской семье, где и проживала. Получила начальное образование. Была принята в монашество (видимо в Куженерском монастыре). В 1920-е гг. лишена избирательных прав. 8 февраля 1931 г.арестована как «участница контрреволюционной организации церковников "Истинно-Православная Церковь"». 14 декабря 1931 г. приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Севкрай.

Источник : http://russkie-krai.narod.ru/ (но на сайте материал с ошибками, здесь исправлен мною).

Наталья (Холманских) : монахиня Куженерского монастыря, племянница игумении Людмилы. До этого жила в Преображенском монастыре г.Вятки. Прибыла на жительство в Куженерский монастырь вместе с сестрами.

 

Категория: Духовенство Уржумского уезда (южная часть) | Добавил: Дмитрий (03.09.2019)
Просмотров: 536 | Теги: Монахини Куженерского монастыря | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar