Село Косолапово и его духовенство

  Косолапово – маленькое село в Мари-Турекском районе республики Марий Эл (ранее в Уржумском уезде), отстоящее в стороне от трассы Сернур-Казань. Село, в основном населенное марийским населением, украшает громада большого каменного храма, имевшего многовековую историю. Многие годы церковь находилась в запустении и только недавно начала возрождаться. В дореволюционный период в ней служили люди интересных судеб, что мне удалось проследить по сохранившимся архивным документам.

Весной 1884 г., когда был освящен второй придел церкви, к ней был направлен с рукоположением священник Николай Алексеевич Ергин, дьяческий сын, закончивший духовную семинарию в 1880 г. и с 15 октября 1880 по 15 мая 1884 г. состоявший на должности учителя Нолинского духовного училища. Это был третий из косолаповских священников, являвшийся зятем священнической вдове Александре Мухачевой; матушка его Мария Николаевна была дочерью почившего священника. Она подарила в браке батюшке детей Владимира, Софию и Клавдию.

По приезду в Косолапово молодой священник сразу включился в кипучую учительскую деятельность (на дворе стояли просвещенные 80-е годы). С сентября 1884 по декабрь 1889 г. он работает законоучителем в сельской земской школе, служит катехизатором; с 7 октября 1887 г. – заведующий и законоучитель в Мало-Пильмучашской школе грамоты, с октября 1890 г. – заведующий и законоучитель школы грамоты в д. Большой Пильмучаш. Как бы много он мог сделать…. Но 31 января 1893 г. жизнь его была прервана печальным образом.

Вдова Мария Николаевна прожила в селе примерно до 1907 г., работая сначала помощницей учительницы Косолаповского земского училища (1900 г.), а потом учительницей Кугушенского земского училища (1907 г.), благо от мужа ей остался собственный деревянный дом на церковной земле. Все ее дети учились в духовных заведениях городов Вятки и Нолинска. Старшая дочь София в 1900 г., несмотря на юный возраст – 17 лет, работала учительницей в Кугушени. После 1907 г. вдова Ергина более не упоминается в документах Косолаповской церкви.

После кончины о. Николая вакансия его была замещена священником Сергием Никольским, сыном ранее служившего на приходе батюшки. Для него 1898 год омрачился двумя потерями. Сначала 7 января скончалась его жена Анфиса Николаевна 22 лет, а 19 мая сын Иван 1 года. Возможно, по этой причине он по прошению был перемещен в с. Ижмаринское Яранского уезда.

В один, 1893 год, вместе с о. Сергием в Косолапово прибыл молодой священник Михаил Яковлевич Редников. О жизни его известно больше, чем о жизни других косолаповских священников. Родился он в с. Колобовском Нолинского уезда 30 сентября 1860 г. в семье священника Якова Редникова. Окончил Нолинское духовное училище и Вятскую губернскую гимназию. 29 апреля 1890 г. был рукоположен в сан дьякона к церкви с. Рождественского Уржумского уезда. 9 июня 1891 г. он был рукоположен в сан священника к церкви с. Холуницы-Троицкой Слободского уезда, в котором служил до перемещения его в Косолапово. В Косолаповском приходе о. Михаил был заведующим и законоучителем Косолаповской, Часовенской, Муномарской, Сереньгинской и Соловьевской церковных школ.

6 октября 1899 г. о. Михаил был перемещен по прошению в с.Байсу Уржумского уезда, в котором многие годы служил его отец священник Иаков Редников в должности благочинного (отошел ко Господу в 1899 г.). Здесь О.Михаил прожил всю оставшуюся жизнь, сделав много добра для байсинских прихожан, например, отдал под церковную школу дом своей матери, дочери известного священника Лаврентия Бехтерева, написавшего в середине XIX века поучения для марийцев на их родном языке. Он овдовел еще в 1897 г. и был бездетен. В 1930-е годы о. Михаил (в это время он стал уже протоиереем), был арестован и увезен в неизвестном направлении.

В одно время с о. Николаем в церкви служил священник Александр Александрович Зубарев; он также дослужился здесь до самой революции. Отец Александр родился в с. Экономической Лудяне Нолинского уезда в семье священника 12 октября 1873 г, окончил Вятскую духовную семинарию 14 июня 1895 г и был 20 октября того же года определен на диаконское место к церкви с. Богословского; там же он был рукоположен в сан диакона 20 октября и в сан священника 19 ноября того же 1895 г. 4 января 1900 г по собственному прошению он был перемещен в с. Косолапово, где служил его свояк диакон Петр Луппов.

В Косолаповском приходе о. Александр проходил должности законоучителя различных училищ и с 13 марта 1903 г. – следователя по 4-му благочинному округу уезда, в который входил приход. Так же как и о. Николай, о. Александр был членом братства святителя и чудотворца Николая и православного миссионерского общества (с 1902 г.). В его «послужном списке» за 1907 г. сообщалось: «Знает только отрывочные слова и сам говорит отрывочные слова и фразы по-черемисски…. Говорит 2 проповеди по одобренным сборникам проповедей поучений усердно. Поведения очень хорошего». О. Александр рано овдовел и в одиночку воспитывал пятерых детей; старших из них тоже не польстило служение в Церкви и они вышли из духовного звания. Так, в 1915 г. сын Геннадий находился на военной службе, а сын Николай обучался в гимназии г. Казани на содержании отца.

Первым диаконом каменного храма с. Косолапово был о. Михаил Ложкин, служивший здесь с 1867 по 1899 гг., имевший здесь собственный дом с надворными строениями. «Чтение, пение и катехизис знает достаточно. Говорит хорошо, черемисский язык изучает» - сообщалось в его «послужном списке» за 1890 г. К этому времени он был вдов (с 1885 г.) и воспитывал шестерых детей – Иоанна, Гавриила, Ларису, Александру, Надежду и Марию. Впоследствии сыновья стали священниками, а дочери вышли замуж за духовных лиц.

3 декабря 1899 г. по болезни о. Михаил вышел за штат с правом получения пенсии из Государственного казначейства 65 р. в год. Спустя несколько лет его не стало. Пенсионеры в России мало живут… В ведомости церкви за 1907 г. упоминается лишь его дочь Мария Михайловна 25 лет, учительница Апсезской земской школы Уржумского уезда. В ведомости за 1915 год она уже не упоминается.

После ухода о. Михаила в заштат, место диакона было замещено его зятем, диаконом Петром Васильевичем Лупповым, мужем дочери Александры. Отец Петр родился 23 мая 1877 г. в с. Елеево Уржумского уезда в семье псаломщика, окончил вятскую духовную семинарию 2 сентября 1898 г., работал учителем в Шалеговской церковно-приходской школе Орловского уезда с 26 сентября 1898 по 13 декабря 1899 г, когда был перемещен в с. Косолапово. Здесь состоялось его рукоположение во диакона 13 января 1900 г., а 13 августа того же года был определен учителем Косолаповской церковно-приходской школы.

«Недвижимости не имеет. Предметы своей должности знает хорошо. Поведения очень хорошего» - сообщалось в его «послужном списке» за 1900 г. За 1907 год: «Понимает разговорную речь и сам говорит только отрывочные слова по-черемисски…. Предметы своей должности знает хорошо. Поведения весьма хорошего». В 1902 г он вступил в братство святителя и чудотворца Николая. В 1915 г. о. Петр был перемещен в другой приход, и дальнейшая его судьба не известна. На диаконское место был определен Владимир Николаевич Шутихин, 1883 г.р., только что закончивший Вятскую духовную семинарию. Время служения последнего выпало на тяжелые годы гражданской смуты.

В эти же предреволюционные годы в храме с. Косолапово служили псаломщики Иван Ложкин, Михаил Городищенский, Михаил Израилев, Викентий Чемоданов, Александр Юферев. Из них самой примечательной является судьба псаломщика Ивана Ложкина, прослужившего в храме с. Косолапово более 3 десятков лет. Родился он в семье дьячка, учился в духовной семинарии г. Вятки, но был исключен уже из среднего отделения. После этого он был определен на дьяческую должность в с. Куракино Уржумского уезда 7 октября 1853 г.; здесь же 19 сентября 1854 г. он был посвящен в стихарь. 7 марта 1872 г. дьячок Ложкин был перемещен в с. Косолапово и прожил в нем всю оставшуюся жизнь вместе с женой Марией Ивановной. В его «послужном списке» за 1890 г. сообщалось: «Дом имеет, чтение, пение и катехизис знает хорошо. Черемисский язык знает достаточно. Поведения хорошего». После 1900 г. Иван Ложкин упокоился навсегда в земле Косолаповской. В ведомости церкви за 1915 г. упоминается его вдова, владевшая домом, оставшимся после мужа, и получавшая пенсию из Государственного казначейства 50 р. в год.

Из семерых детей Ложкиных лишь немногие стали служителями Церкви. Например, сын Александр служил диаконом в с. Пачи Яранского уезда, а дочь Лариса просфирницей при Косолаповской церкви, получая жалование 15 р. в год (сменила на этом поприще диаконскую вдову Панову). В то же время дочери Ольга и Антонина вышли замуж за чиновников, сын Николай избрал для себя торговое дело (его лавка находилась в Косолапово). Как сложилась их дальнейшая судьба – Бог весть…

В мае 1898 г. в с. Косолапово родился мальчик Николай Дьячков, которому суждено было стать одним из последних священников, правда, не косолаповской церкви, а Вятской епархии, но конечно благословение на жизнь ему было преподано последними косолаповскими священниками. До революции он успел закончить 4 класса Вятской духовной семинарии и в 1919 г. был посвящен в сан священника и служил до 1937 г. в различных храмах Удмуртской республики. Затем последовал долгий перерыв служебной деятельности. Священник Дьячков не был репрессирован, работал в госучреждениях, бухгалтером в райфо, и только с октября 1959 г. он был назначен священником г. Зуевки Кировской области. Дальнейшая его судьба к сожалению не известна, как неизвестна она у многих других православных служителей того времени.

Завершая повествование о косолаповских священнослужителях дореволюционной поры, следует отметить, что в 1900-х годах на содержание священноцерковнослужителей был положен казенный оклад, состоящий из 931 рубля в год, который получался из Уржумского уездного казначейства. Священнику полагалось 600, диакону 400 и псаломщику 200 р. в год. От прихожан было положено получение руги по пуду ржи овса. Все это было отменено уже в первые годы гражданской смуты.

В начале 1930-х годов Косолаповская церковь была закрыта, засыпанная хлебом. А потом там устроили клуб. Клуб пробыл в здании недолго, и церковное здание многие годы стояло в запустении, из которого начало выходить только в наши дни.

 

 

Село Косолапово Уржумского уезда. Есть в Вятской губернии в Уржумском уезде село, где люди находятся в каком-то забытьи, нет жизни, - нет никаких развлечений. Местная интеллигенция находилась в таком же состоянии. Но вот явилась мысль устроить любительский спектакль, которая была встречена местной интеллигенцией с восторгом.  Выбрали команду, делали репетиции, получили разрешение и все радовались, что в Косолапово будет наконец что-нибудь такое, что отвлечет крестьян от низменных развлечений и губительного пьянства. Решили устроить бесплатный спектакль и крестьяне с нетерпением его ждали. Решено было играть в помещении старой школы, которая стоит пустою. Там была устроена сцена, на что было получено разрешение земской управы. Но вдруг разочарование! За два дня до спектакля является местный священник отец Николай и заявляет, что он не может разрешить ставить спектакль, так как школа стоит на церковной земле, прежде чем ему не предоставят разрешения от архиерея.  Разрешение, конечно, не трудно было достать, но о.Николай, зная недели за две до спектакля, что играть будут в здании старого училища, почему то не предъявлял своего требования до последнего дня. Такое поведение совершенно непонятно. Спектакль, конечно, не состоялся за неимением здания.

Так у нас глушатся самые невинные и несомненно полезные начинания, а в данном случае еще лицом, которое, по-видимому, должно бы всеми мерами ему содействовать.

 

Вятская речь - 1908 г. № 28

 

Категория: Духовенство Яранского и Уржумского уездов (южная часть) | Добавил: Дмитрий (17.09.2019)
Просмотров: 24 | Теги: духовенство Марий Эл, Косолапово, Духовенство Уржумского уезда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar