Всего материалов в каталоге: 2283
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 228 229 »

Количество школ
Число татарских в кантоне 9 ; количество учащихся в них мужчин 504, женщин 201 и одна семилетка, учащихся в ней мужчин 131, женщин 73.
Вотских школ две, из них одна семилетка – учащихся вотяков мужчин 64, женщин 18. Занятия проводятся по программе ГУСа, по комплексной системе.

Уржумский уезд | Просмотров: 212 | Добавил: Дмитрий | Дата: 25.09.2022 | Комментарии (0)

В Уржумском уезде избиение продотряда с убийством имело место 20 июня 1920 г. в деревне Лажьял Сернурской волости. Вот что об этом вспоминала местная жительница А.И.Абрамова, за давностью лет назвавшую другую дату события:
«Был первый день праздника семика 1918 г . В послеобеденное время, когда уже началось гуляние односельчан и гостей, в деревню Лажъял приехали трое человек, говорили, что они из продотряда. Разъезжая по деревням, собирали хлеб для солдат и рабочих. Из деревни в деревню их сопровождали ямщики. Из Лажъяла их должны были проводить в деревню Торешкибар. Ямщик Иван Ипатович Абрамов запряг лошадь и готов был тронуться. В это время к тарантасу подходят Андрей Ионович Абрамов и Иосиф Михайлович Сидоров и с придиркой начали расспрашивать: «…Зачем здесь, что вам надо и т.д.» Подходили и другие. Продармейцы, они были в солдатской форме, уговаривали мужчин, чтобы не задерживали, но сельчане не слушались. Тогда один из продармейцев хотел выстрелить из винтовки вверх, но пуля попала в ямщика. Ямщик сумел добежать до ворот соседнего двора и, сидя на скамейке, скончался. Видя, что толпа выпившая, солдаты разбежались. Одного из них, убежавшего в сторону Сернура, лажъяльцы догнали избили до смерти. Один из крестьян снял с убитого сапоги, забрал деньги». Солдат от побоев скончался. На следующий день его зарыли на ржаном поле. Через день в деревню прибыл продотряд для разбирательства о случившихся событиях. Труп убитого бойца был найден. 18 человек, причастных к этому событию, были задержаны и отправлены в Уржум .

Южная часть Вятской губернии | Просмотров: 194 | Добавил: Дмитрий | Дата: 25.09.2022 | Комментарии (0)

Отмена сбора за переправу через Волгу грузов и багажа. Ввиду открытия правого движения по Романовскому мосту через реку Волгу у Свияжска, с 20 июня отменено взимание сбора за переправу через Волгу багажа пассажиров и грузов пассажирской, большой и малой скорости.

История транспорта | Просмотров: 149 | Добавил: Дмитрий | Дата: 25.09.2022 | Комментарии (0)

Ящур. В Граховской волости Елабужского уезда в деревне Вотский Возжей заболело ящуром 57 голов крупного рогатого скота, 46 овец и 24 свиньи, пало: 1 корова и 3 свиньи.
Бешенство. В городе Елабуга заболела и пала от бешенства 1 корова и в деревне Шабалята Редкинской волости Слободского уезда заболела и пала 1 корова.

Елабужский уезд | Просмотров: 164 | Добавил: Дмитрий | Дата: 25.09.2022 | Комментарии (0)

До 15 лет я жила в этом городке, где отец мой служил провизором в земской аптеке, а мать давала уроки иностранных языков. Когда мне минуло 8 лет, я начала учиться дома, а 11 я поступила во 2 класс местной гимназии. Переходя каждый год с наградами из класса в класс, я дошла до 6 класса, после чего родители, желая дать мне большее развитие и больше знаний, поместили меня в Казанскую Ксенинскую гимназию, где я окончила курс с золотой медалью в 1905 году. В 8 классе я избрала своею специальностью  новые языки, чтобы изучить их для поездки за границу. Надо сказать, что я с детства мечтала о курсах, и именно естествознание влекло меня к себе. Сначала сама природа, которую я всегда любила, затем простые беседы, детские статьи по естественной истории, позднее уроки в гимназии доставляли мне истинное наслаждение, и мой интерес к естествоведению превратился в сознательное желание изучить его серьезно. С этой целью я решила поехать за границу.

Казанская губерния | Просмотров: 218 | Добавил: Дмитрий | Дата: 06.09.2022 | Комментарии (0)

Нас нередко  спрашивают, где искать сведения о лицах, служивших в царской армии? Здесь в основном два источника – фонды волостных правлений в региональных архивах и архив РГВИА  (Российский государственный военно-исторический архив ), но в первых вы найдете только инициалы и год призыва. В архиве РГВИА на всех военнослужащих,  на которых есть послужные списки, создана картотека, а сами послужные списки оцифрованы и выложены в электронную базу архива.


В практике публикаций материалов исследований получили распространение «глухие» ссылки на архивные материалы, совпадающие только лишь с их шифром. Например, ГАСО Ф.643. Оп.2. Д. (Ед. хр.) 576. Л.40. Такая ссылка  позволит легко найти  соответствующие документы в архиве, но ничего не говорит о характере документа ни исследователю, ни тем более читателю.

 

 


В начале 16 века объединившаяся Россия превратилась  в сильное государство. Граничавшие с ним татарские ханства и орды, хотя и являлись беспокойными соседями, все-таки по отдельности смертельной опасности для России не представляли. Однако русским было еще памятно ордынское иго, имелся даже своеобразный «ордынский синдром», влиявший на политику страны и массовое сознание. В Россси серьезно опасались  возможности объединения разрозненных татарских ханств и орд в единое государство, а для русских это была вполне очевидная угроза. Попытки реанимации Золотой  Орды неоднократно предпринимались многими татарскими правителями. Лишь после длительной междоусобной борьбы  стало очевидно, что воссоздание некогда могучего государства на прежней основе невозможно, слишком сильны были внутренние противоречия.


Вятская епархия в начале 20 века относилась к числу наиболее крупных по количеству православного населения.  По данным на 1908-1909 гг.  в Вятской губернии, в границах которой существовала епархия, проживало 3611141 человек. Из них к православному  вероисповеданию принадлежали 3210162 чел.  (89 % населения).  Насчитывалось 866 храмов и молитвенных домов и 705 часовен, в которых несли свое служение  1256 священников, 597 диаконов и иподиаконов и 916 церковнослужителей. В 6 мужских и 7 женских монастырях  подвизалось 202 монашествующих и 1304 послушника.

Очерки истории Вятской епархии: 1657-2007 – Киров 2007 г., с.268

Храмы Уржумского уезда (южная часть) | Просмотров: 185 | Добавил: Дмитрий | Дата: 06.09.2022 | Комментарии (0)

Будины – народ многолюдный, с светлоголубыми глазами и с рыжими волосами. В земле их есть деревянный город по имени Гелон. Каждая сторона городской стены имеет в длину 30 стадий; стена высока, вся из дерева, равно как и дома и храмы будинов. Там есть святилища эллинских божеств со статуями, алтарями и храмами из дерева, а в честь Диониса устраиваются там каждые два года празднества с оргиями. Первоначально гелоны были те же эллины, удалившиеся из торговых городов и поселившиеся среди будинов. Одни из них говорят на скифском языке, другие на эллинском. Хотя будины ведут такой же образ жизни, как и гелоны, го новорят на языке особом. Будины, туземцы в этой стране, ведут кочевой образ жизни и одни из тамошних народов питаются сосновыми шишками; гелоны, напротив, земледельцы, употребляют в пищу хлеб, занимаются садоводством и не похожи на будинов ни сложением, ни цветом кожи. Впрочем, у эллинов и будины называются гелонами, но это неправильно.

Удмурты | Просмотров: 555 | Добавил: Дмитрий | Дата: 05.06.2022 | Комментарии (0)