Марийская семья. Старинное фото
Из ржи изготавливали и пиво, воистину целебный, практически безалкогольный напиток Русского Севера. Его варили к праздникам. Недаром знатоки называют «форпосты Великого Новгорода - Великий Устюг, Лальск и Слободской своеобразными северными «бавариями», где с особой значительностью «жители деревни несут в одно место пол-куля ржи; кто-то командует этим – то есть зерно проращивают, делают солод, сусло, берут огромный (на 20 ведер) чан, кидают в него раскаленные камни, чтобы будущее пиво кипело, пузырилось… В чан всыпают мешок хмеля, затем кладут соломенные маты – для фильтрации пивной гущи… Процесс долгий и кропотливый, но руководят старики, но игра стоит свеч; пиво получается великолепное, градуса четыре крепостью, отдающее солодом, его подают на сельских праздниках, после первых, тостовых, рюмок вина». |
О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов, большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в 3 тысячелетии до нашей эры, а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов… |
Значительное место в преданиях вотяков занимает борьба с марийским народом. Мари пришли в Волжско-Камский край с юго-запада, из Приокского края. Под напором русской колонизации, с 9-10 века они стали постепенно передвигаться к востоку и расселяться по междуречью Волги и Вятки. Это переселение было настолько настойчивым и энергичным, что между 10 и 14 столетиями вотяки вынуждены были оставить свои городища на Пижме, Немде и отодвинуться на восток. В настоящее время в Яранском и Уржумском уездах совсем не осталось вотяков, между тем воспоминания о том, что вотяки здесь жили, сохранились самые живые. Названия всех крупных рек как в южных уездах Вятской губернии, так и в Марийской области – вотские: Кокшага, Рутка, Илеть, Пижма, Немда, Иж, Буя и т.д. Мари называют древние городища в этой местности «од-иллем», т.е. вотское поселение.
Начальная история Марийского края |
Просмотров: 539 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 02.07.2020
| Комментарии (0)
|
В 1991 году взял старт Джиен татарской молодежи. Праздники с участием известных творческих коллективов, деятелей искусств Татарстана и гостей из Башкортостана прошли в Казани (29 июля на центральном стадионе имени В.И.Ульянова-Ленина), Набережных Челнах (30 июля на стадионе «Строитель») и Бавлах (4 августа на стадионе «Нефтяник»). |
Общенародный праздник марийского народа в Республике Марий Эл и за ее местах в местах компактного проживания марийского населения. 27-29 мая 1920 г. в селах Сернур, Старый Торьял, Куракино, Мари-Билямор Уржумского уезда был впервые проведен марийский советский праздник «Йошкар пеледыш пайрем» («Праздник красного цветка»). Инициатором и организатором нового праздника выступил марийский драматург и просветитель А.Ф.Конаков (1887-1922). Во время праздника состоялись митинги-концерты, беседы на политические темы, спортивные игры и спектакли. В 1923 году праздник приобрел общемарийское значение и отмечался по всей области. |
… Давно это было, даже деды и прадеды не помнят когда, а идет предание из поколения в поколение. Однажды со стороны реки Ветлуги вышел в эти таежные места отряд разбойников. Попал он в первое марийское поселение, которое находилось в глухом лесу. Теперь там уже никто не живет. |
За отсутствием прямых указаний о доисторических мари, приходится обратиться к источникам общим для всех финн. Кастрен, природный финн, {родиной финнов }, в том числе и мари, считает горную Азию, именно юго-западную часть Сибири, пространство между Алтайскими и Уральскими горами; но когда финны появились в Европе, Кастрен сказать затрудняется. Во всяком случае, время переселения их в Европу теряется в глубине отдаленнейших веков.
Начальная история Марийского края |
Просмотров: 330 |
Добавил: Дмитрий |
Дата: 01.07.2020
| Комментарии (0)
|
Являясь в дом невесты, жених привозил с собой угощение для нее и ее родных. У оренбургских татар все это угощение складывалось в особый сундук, который привозил старший брат жениха или один из его родственников. У красноярских ногайцев жених приходил в дом невесты на второй день свадьбы, после скачек, около полуночи, приносил с собой водку (в бочонке), семечки, пряники, кишмиш и прочее и угощал родственников невесты. |
Сватать ходили чаще всего женщины (сваха, тетка, сестра жениха, иногда сама мать), однако известны случаи, когда сватали отец или крестный жениха. От сватовства зависело очень многое, поэтому существовали всевозможные поверья: сваха шла в дом жениха обычно вечером, окольным путем, обязательно читала молитву или заговор, чтобы не было отказа. «В Котельничском уезде при свадьбах крестьянских, - пишет смотритель уездного училища Бажин в одной из самых ранних описаний свадьбы в «Вятских губернских ведомостях», - употребляются следующие обряды, - желающий жениться просит женщину высватать за него невесту, принявшая на себя эту обязанность называется свахой. |
Один из самых прекрасных и значимых марийских обрядов – свадьба. К ней готовятся заранее, месяца за два-три. К приглянувшейся девушке жених засылает сватов. Сватами могут быть как муж с женой, так и просто близкие и знакомые жениху люди. Родители женха, собравшись со сватами, обговаривают условия сватовства. Как правило, это подарки, которые должны подарить невеста и ее родители родственникам жениха: отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям, сестрам, их женам, мужьям, племянникам и т.д. В подарок требуют марийские и русские платья, мужские рубашки, халаты, материал, платки, полотенца и т.д. Подарков может быть великое множество, в зависимости от родственников жениха. Поэтому марийская свадьба – дело для невесты и ее родителей накладное. |